Официальный и крупнейший партнер
Яндекс.Такси в Санкт-Петербурге

Кризис в такси: закон о СМЗ в такси может оставить 70% водителей без работы. Что делать?

Скоро мы отметим вторую годовщину принятия закона о такси, который вступил в силу 29 декабря 2022 года. Этот закон не внес значительных изменений в таксомоторную сферу, за исключением того, что теперь самозанятые водители могут работать в такси и получать на себя разрешение без ИП и ООО. Эта норма действует с 1 сентября 2023 года. И этот же закон запрещает агрегаторам передавать заказы перевозчикам, которые не соблюдают нормы.
Однако агрегатор до сих пор раздает заказы «нелегалам», потому что это вынужденная мера. Дело в том, что если прямо сейчас отключить всех, кто не стал СМЗ и не записался в реестр перевозчиков, такси как сфера просто погибнет. При таком раскладе придется отключить от работы около 70% водителей.
Агрегаторы по этой причине не предпринимают категоричных решений. Пока что водители получают только пугающие сообщения в Таксометре.

Все понимают, что если отключить от приложения больше половины водителей, то мы получим только негативные последствия в виде:
1. Взвинченной цены на заказы
2. Удвоенное или утроенное время подачи автомобиля

Последний год итак выдался для сферы такси не самым простым: по разным оценкам цены на такси поднялись на 15-20%.
Что нужно сделать водителю, чтобы соблюсти закон?
1. Стать самозанятым
2. Поставить свое авто в реестр такси
3. Встать на учет в реестр перевозчиков
При этом первый пункт, оформление статуса самозанятого, оказался наиболее сложным для действующих водителей.
Давайте вспомним время, когда такси только появилось. Выходцев из советских таксопарков сейчас на дорогах довольно мало. Такая же история с «бомбилами», которые стояли у вокзалов и аэропортов, а где-то и по сей день стоят. Эти люди не работают через агрегаторы.

Часть водителей такси пришли в сферу в результате потери работы в начале 2000-х. Многие пришли вследствие разорения, ареста имущества, неспособности покрыть расходы одной зарплатой. То есть в тот период был большой приток водителей, которые остро нуждались в финансах и имели долговые обязательства.

Это был один из немногих, если не единственный, способ быстро заработать и сделать это так, чтобы сумма заработка была известна только самому водителю и нигде «не отсвечивала».

Рынок такси много лет позволял тысячам семей зарабатывать на жизнь и не отчитываться о доходах. Введение нового закона предполагает, что весь объем средств, заработанных в такси, становится виден государственных органам.

Давайте на примере разберем, как официальное оформление может повлиять на водителя с долгами. Представим, что водитель сделал за месяц заказов на 200 000 рублей.

Водитель платит:
  • 5% налога
  • 20% комиссии агрегатора
  • 60 000 рублей за аренду авто
  • 45 000 рублей на бензин.
На руки остается 45 000 рублей.

Государство видит заработок в 200 000 рублей и считает, что ровно столько водитель и заработал. Никто не учитывает расходы, о которых мы писали выше.
Второй момент. Самозанятые водители не могут получать пособия на детей, льготы, субсидии и все то, что высчитывается от прожиточного минимума.
У должников и родителей с алиментными обязательствами сразу забирают по 50% от официального дохода с карты. Помним, что после всех вычетов остается 45 000 рублей, а отдать по долгам водитель уже должен 100 000 рублей.
Итого заработок за месяц составляет 55 000 рублей.

Водители, которые хотели и могли получить статус самозанятого, уже давно это сделали.

Что должно измениться, чтобы ситуация наладилась?
Проблему можно решить законодательно. Комиссия агрегатора не должна считаться доходом водителя. Как одни и те же деньги могут быть доходом двух субъектов? Нужно поправить лишь одну строчку в законе о самозанятых и тогда закон «О такси» сразу начнет работать.
Хочешь работать у нас?

Предлагаем все виды сотрудничества: на парковых автомобилях, на своем автомобиле, аренда.