Таксисты в России начали уходить в тень, отказываясь работать через агрегаторы и массово переходя на платформы вроде Telegram и ВКонтакте. Это связано с новыми требованиями к самозанятым, жесткой миграционной политикой и высокими комиссиями сервисов.
Сегодня в Telegram зарегистрировано более 200 групп и 29 чат-ботов для поиска такси, а в ВКонтакте — целых 3800 таких групп.
Появление нелегальных каналов и агрегаторов уже стало реальностью. По данным Росстата, цена проезда за 1 км выросла на 26% по сравнению с прошлым годом.
Нелегально работающие водители не делятся своей выручкой с агрегаторами, что позволяет им обойти выплаты в 20-30% и избегать затрат на таксопарки, которые составляют 2-3 тысячи рублей в день.
После введения закона №580* о такси требования к водителям стали невыполнимыми. Закон был написан с учетом устаревших моделей таксопарков советского типа, и многие его пункты просто не подходят к современным условиям.
*Федеральный закон от 29.12.2022 № 580-ФЗ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»
Необходимо задать вопросы представителям Госдумы и донести до них, что выполнять этот закон водителям становится невозможно, и ситуация будет только ухудшаться.
На практике закон требует, чтобы водитель заранее проходил медицинский и технический осмотр. Но если медик и механик не живут с водителем в одном подъезде, то он неизбежно нарушает закон, просто выезжая от дома. Либо водитель едет на машине, которую не имеете права использовать, либо выписывает себе левый путевой лист, что тоже является нарушением.
Говорят, что новый закон делает поездки на такси небезопасными, поскольку нелегальные перевозчики из Telegram не гарантируют безопасность. Но текущий закон о такси не обеспечивает безопасность тоже.
Никто не проверяет техническое состояние личных автомобилей, и они находятся в том состоянии, в котором их владелец может позволить себе содержать.
Ежедневные предрейсовые проверки становятся бессмысленными, если их не проходят. Вместо этого следовало бы упразднить путевой лист и установить, что самозанятые водители должны проходить медицинскую комиссию и технический осмотр только раз в год. Этого было бы достаточно для обеспечения безопасности.
Да, в агрегаторах есть полная информация о перевозчике, а в Telegram-каналах нет. Пользуясь нелегальными каналами, пассажир может легко угнать машину и его никто не найдет, а водитель может оказаться маньяком.
Если мы хотим обеспечить безопасность обоих сторон, нужно сделать правила простыми и прозрачными: зарегистрированный водитель, уплачивающий налоги, и больше ничего.
Кроме того, можно пересмотреть налоговые лимиты. Не во всех регионах возможно уложиться в лимит 2.4. Поднимите его хотя бы на миллион, и установите годовой медицинский и технический осмотр.
Таким образом, от современного такси мы все равно не добьемся большего. Нам нужны разумные и понятные правила, которые не усложняли бы жизнь водителя.